В соответствии с инициативой Президента РК К. Токаева, на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» обозначена необходимость обновления программы воспитания в казахстанских школа. С 2024 -2025 года все образовательные учреждения станы работают по программе воспитания «Біртұтас тәрбие».
Основой Программы воспитания «Біртұтас тәрбие» являются ценности, которые и определяют основные цель и задачи, способствующие формированию личности обучающегося на основе ценностно-ориентированного и компетентностного подходов.
Ключевые ценности, определяющие образ нации:
независимость и патриотизм;
единство и солидарность;
справедливость и ответственность;
закон и порядок;
трудолюбие и профессионализм;
созидание и новаторство.
Цель Программы:
формирование гармонично развитой личности обучающегося на основе ценностей казахстанской культуры, через развитие духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, добропорядочности и добросовестности.
Задачи Программы:
Воспитание духовно-нравственных качеств:
формирование любви к Родине, своему народу, его истории и культуре;
воспитание уважения к государственным символам Республики Казахстан;
развитие честности, справедливости, доброты, заботы, милосердия и других нравственных качеств;
формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.
Развитие гражданской ответственности и патриотизма:
воспитание чувства гордости за свою страну и ее достижения;
формирование сознательного отношения к своим обязанностям перед семьей, обществом и государством;
развитие готовности защищать свои права и свободы, а также права и свободы других людей;
активное участие в социально значимой деятельности.
Формирование добропорядочности и добросовестности:
воспитание честности и справедливости в поведении и отношениях с окружающими;
развитие ответственности за свои поступки и слова;
формирование трудолюбия и стремления к самосовершенствованию;
воспитание уважения к чужому труду и собственности.
Создание условий для гармоничного развития личности обучающегося:
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению каждого обучающегося;
создание благоприятного психолого-педагогического климата в образовательной среде;
поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Реализация Программы основана на ценностно-ориентированном и компетентностном подходах. Они нацелены на интеграцию обучения, воспитания и развития, способствуя формированию у обучающихся навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни в современном обществе.
В рамках реализации компетентностного подхода на основе воспитания ключевых ценностей у обучающихся должны развиваться ключевые компетенции, которые в совокупности определяют модель выпускника:
продвижение национальных интересов,
эффективные коммуникации,
служение обществу
гражданский долг,
инновационное мышление
креативность,
Развитие ценностей обучающихся системно реализуется в условиях учебно-воспитательного процесса организаций образования. Реализация этой задачи возможна через содержание образования, организацию и проведение классных и внеклассных мероприятий.
Регулярные мероприятия, проводимые ежемесячно, должны бытьнаправлены на формирование целостной личности обучающихся:
Сентябрь – месяц трудолюбия и профессионализма;
Октябрь – месяц независимости и патриотизма;
Ноябрь – месяц справедливости и ответственности;
Декабрь – месяц единства и солидарности;
Январь – месяц закона и порядка;
Февраль – месяц созидания и новаторства;
Март – месяц независимости и патриотизма;
Апрель – месяц трудолюбия и профессионализма;
Май – месяц единства и солидарности.
Системная и комплексная работа по формированию ценностей у обучающихся включает в себя мероприятия, реализуемые ежедневно и еженедельно в учебно-воспитательном процессе:
ежедневно:
«Ұлттық ойын – ұлт қазынасы» – организация свободного времени обучающихся в течение перемен в виде игры – асық, тоғызқұмалақ, бес тас и др.
«Өнегелі 15 минут» – проведение родителями в течение 15 минут ежедневной индивидуальной беседы со своим ребенком на одну из актуальных нравственных тем.
«Үнемді тұтыну» – формирование бережного отношения к природным ресурсам (вода, энергия) путем каждодневных действий по потреблению воды, пищи, энергии и природных ресурсов через памятки, инструкции и флаеры.
«Күй күмбірі» – использование кюев вместо звонков, а также звучание кюев во время больших перемен.
еженедельно:
«Менің Қазақстаным»: в начале учебной недели на первом уроке обучающиеся исполняют Гимн Республики Казахстан.
Цитаты недели – пословицы, поговорки, народные мудрости, изречения выдающихся личностей, содержание которых служит лейтмотивом учебной и внеучебной деятельности всей организации. Цитаты недели размещаются на информационных стендах, Led-экранах, классных досках.
«Қауіпсіздік сабағы» – 10 минут в рамках классного часа о соблюдении обучающимися личной безопасности, безопасного поведения, включая изучение правил дорожного движения, основ безопасности жизнедеятельности.
Еженедельно, в рамках проведения классных часов реализуется системная работа по формированию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни обучающихся. В содержание классных часов интегрируются следующие профилактические мероприятия:
Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам; киберкультура
Буллингтен қорған! буллинг
Ойынға салауатты көзқарас; лудомания
Өмірге салауатты қадам; наркомания распространение наркотиков
Қоғамдық мүлікті қорға! вандализм
Қауіпсіз қоғам. Правонарушения
С целью развития ключевых компетенций обучающихся в рамках внекласной работы рекомендуется реализовать следующие социальные проекты:
«Қамқор»;
«Қоғамға қызмет ету»;
«Еңбегі адал - жас өрен»;
«Шабыт»;
«Ұшқыройалаңы»;
«Smart bala» ;
«Балалар кітапханасы»;
Мероприятия в рамках реализации социальных проектов проводятся согласно плану работы по реализации программы воспитатия «Біртұтас тәрбие».
В результате последовательной и комплексной реализации Программы ожидается формирование и развитие ценностей и ключевых компетенций выпускников организаций всех уровней образования.